Методические рекомендации
по проведению экзамена и оформлению экзаменационных письменных работ по русскому (белорусскому) языку
Порядок проведения письменного экзамена
Выпускные экзамены за период обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования проводятся в письменной форме с 9 часов.
По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования учащиеся, осваивающие содержание образовательной программы базового образования, сдают «Белорусский язык» в письменной форме (диктант, 1 час); «Русский язык» в письменной форме (диктант, 1 час).
По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования учащиеся, осваивающие содержание образовательной программы среднего образования с изучением учебных предметов на базовом уровне, сдают «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) в письменной форме (изложение, 4 часа).
Уточняем следующее:
учащиеся ХІ классов учреждений образования, реализующих образовательную программу среднего образования с изучением белорусского (русского) языка на базовом уровне, и учащиеся ХІ классов учреждений образования, реализующих образовательную программу среднего образования с изучением белорусского (русского) языка на повышенном уровне, пишут изложение по разным текстам.
Оформление экзаменационной работы
Экзаменационные работы, которые проводятся в письменной форме, за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования выполняются на двойных листах бумаги со штампом учреждения образования, которые вкладываются один в один.
На штампе учреждения образования записывается дата проведения экзамена.
Например: 2 июня 2015 г.
После штампа учреждения образования пропускается 2 линейки и посредине строчки выполняется соответствующая запись:
Экзаменацыйная работа (пераказ) па беларускай мове вучанiцы 11”Б“ класа Сідаровіч Ірыны Уладзіміраўны |
Экзаменационная работа (изложение) по русскому языку учащейся ХІ ”Б“ класса Сидорович Ирины Владимировны |
или
Экзаменацыйная работа (дыктант) па беларускай мове вучанiцы 9”Б“ класа Кавалевiч Вольгi Пятроўны |
Экзаменационная работа (диктант) по русскому языку учащейся ІХ ”Б“ класса Ковалевич Ольги Петровны |
На второй странице без слова «тема» пишется тема изложения, диктанта.
В кавычки название темы изложения, диктанта берётся только тогда, когда она является цитатой и при ней стоит фамилия автора.
Экзаменационные работы учащихся после проверки и выставления отметки в баллах подписываются председателем и членами экзаменационной комиссии.
Например:
(отметка)
Председатель экзаменационной
комиссии (подпись) Т.И.Пшеничная
Члены экзаменационной
комиссии: (подпись) А.Г.Леонов
(подпись) Н.И.Трофимова
(подпись) В.В.Прокопович
Методика проведения диктанта
Учитель выразительно прочитывает весь текст диктанта, ученики внимательно слушают, осмысливают содержание текста. Первичное восприятие текста на слух помогает учащимся избежать ряда ошибок.
При необходимости проводится объяснительная работа: обращается внимание на значение отдельных слов, некоторые записываются на доске (имена людей, термины, иноязычные слова).
Затем текст диктанта записывается по предложениям:
-учитель читает предложение полностью, учащиеся внимательно слушают;
-это же предложение учитель читает частями, поделив его на законченные смысловые отрезки, не повторяя их по несколько раз;
-после того, как предложение записано полностью, учитель читает его ещё раз.
В процессе диктанта исключаются подсказки учителя, в том числе и при произношении слов. Совершенно недопустимо орфографическое «подсказывающее» чтение, резко расходящееся с нормами речи (например: чтение слова д[о]ро[ж]ка вместо д[а]ро[ш]ка).
Рекомендуется соблюдать ровный темп чтения, чтобы обеспечить возможность всем учащимся успевать записывать диктуемый текст.
После записи всех предложений текст диктанта читается учителем повторно, с более продолжительными паузами после каждого предложения, чтобы учащиеся успели внимательно проверить правильность написания слов, исправить выявленные ошибки.
Самостоятельная проверка текста в течение 5-10 минут.
Методика проведения выпускного экзамена в форме изложения
Вступительное слово учителя (подготовка учащихся к первичному восприятию текста).
Трудные для написания имена собственные, а также слова, имеющие терминологический характер, или слова, правописание которых не изучалось, по решению экзаменационной комиссии могут быть написаны на доске перед чтением текста.
Чтение текста учителем. Чтение должно быть правильным, с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, при этом экзаменуемым разрешается делать в черновиках необходимые записи. Форма этих записей свободная.
Самостоятельная работа учащихся (до 30 минут).
Второе чтение текста учителем.
Создание чернового варианта экзаменационной работы, проверка написанного, переписывание начисто своей работы, ещё раз её проверка и сдача работы.
Необходимость в третьем чтении может возникнуть в классе с низким уровнем обученности. Его лучше всего проводить, когда большинство учащихся закончили работу над черновиком.
Вопрос о третьем чтении решается экзаменационной комиссией.