Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Психосоциальное анкетирование

Дата: 1 сентября 2019 в 13:00, Обновлено 21 сентября 2021 в 14:12

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Вы, безусловно, - самые близкие и значимые для ребенка люди.
Вы стремитесь быть успешными родителями.
Вы испытываете тревогу и беспокойство за будущее
 и  настоящее своего ребенка. Это - здоровые эмоции, они заставляют действовать, своевременно прояснять то, что Вас беспокоит.

  

Сегодня вашему ребенку могут предложить наркотики
в любом месте, - во дворе или на дискотеке.
Сегодня 60 % школьников подвергаются давлению
со стороны сверстников, побуждающих их принимать алкоголь или

наркотики.

Вокруг слишком много наркотиков, чтобы успокаивать
себя соображениями вроде:
«С моим ребенком такого случиться не может».

ПОМНИТЕ!
Чем раньше Вы заметите проблему,
тем легче будет справиться с бедой.

НУЖНО ЛИ ТЕСТИРОВАНИЕ ВАМ, ВАШЕЙ СЕМЬЕ?

Да - если Вы опасаетесь за жизнь и здоровье Вашего ребенка.

Вы можете заподозрить потребление Вашим ребенком наркотиков,
если замечаете, что его поведение меняется:

·  утрата старых друзей, отказ познакомить Вас с новыми;

·  сужение круга интересов, потеря интереса к бывшим увлечениям, хобби и пр.;

·  нарушение памяти, неспособность логически мыслить, резкое снижение успеваемости;

· резкие перемены в характере, чрезмерная эмоциональность, не обусловленная реальной         обстановкой. Настроение колеблется: от безудержного веселья до депрессии;

·  непривычная раздражительность и агрессия;

       •  замкнутость: ребенка перестают интересовать события в семье, в классе;

·  сокрытие от Вас мест, которые он посещает, того, с кем и чем планирует заниматься, и пр.;

·  телефонные разговоры (особенно «зашифрованные») с незнакомыми лицами;

       • стремление все закрыть на ключ: комнату, ящики стола, шкатулки и пр.;

· нарушение сна: бессонница или настолько крепкий сон, что не представляется никакой возможности его разбудить или сделать это намного труднее, чем было раньше;

· необъяснимое повышение аппетита или, наоборот, беспричинная потеря его, частые простудные заболевания;

· долгое (вплоть до нескольких суток) отсутствие дома;

· нарушение речи, походки и координации движений при отсутствии запаха алкоголя изо рта;

· специфический запах от одежды (например, смесь хвои с табаком);

· незнакомые таблетки, порошки и пр. (не из домашней аптечки) в комнате, среди личных    вещей;

· неожиданное покраснение глаз, зрачки неестественно сужены или расширены, коричневый налет на языке;

· необъяснимые «потери» денег и пропажа вещей из дома.

Что делать, если вы заподозрили неладное?
Не дайте себя убедить в том, что Ваши опасения беспочвенны!
Недели могут решить судьбу Вашего ребенка! Не теряйте времени!

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ПОЛУЧЕНЫ,

ЧТО ДЕЛАТЬ?

При отрицательном результате
Вы испытаете радость, что тест дал отрицательный

результат.

Чтобы навсегда сохранить веру в ребенка и себя:

1. Сами живите яркой, наполненной, здоровой жизнью!

Ребенок - это зеркало, отражающее своих родителей. Мы воспитываем ребенка собой - не своими советами, нравоучениями, нотациями, а своим поведением, своей повседневной жизнью. Согласно данным опросов, наиболее частым мотивом употребления наркотиков является «неудовлетворенность жизнью и желанием отвлечься от нее».

2. Будьте вместе со своим ребенком!

Старайтесь проводить с ним как можно больше времени, делайте все вместе с ним: рисуйте, ходите в театр, делайте домашнюю работу, занимайтесь спортом, обсуждайте прочитанные книги. Будьте в курсе его школьной жизни, приглашайте к себе домой его друзей. Не контролируйте его, а живите с ним одной жизнью.

3. Любите своего ребенка и принимайте его таким, какой
он есть!

К употреблению наркотиков наиболее склонны подростки с низкой психоэмоциональной устойчивостью, склонные неадекватно реагировать на стресс, не умеющие найти выход из психотравмирующей ситуации, имеющие высокий уровень притязаний и низкую самооценку. Почаще хвалите своих детей, обнимайте, говорите, что вы их любите. Критикуйте и оценивайте не его личность, а отдельные поступки. Не скупитесь на улыбки и поощряйте даже малейшие достижения.

4. Не опоздайте! Вовремя дайте ребенку всю необходимую
информацию.

Научите его отвечать решительным отказом на предложение попробовать наркотики. Эксперименты детей с психоактивными веществами начинаются уже с 3-4 класса. Ваша информация должна опередить негативное влияние наркоманов, их рекламу «самого крутого и модного кайфа». Не оставьте вашего ребенка безоружным!

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ПОЛУЧЕНЫ,

ЧТО ДЕЛАТЬ?

При положительном результате
Вы испытываете:

       чувство вины за ребенка («Где упустили? В чем наша ошибка?»);

·     гнев на себя и ребенка и бессилие изменить то, что уже свершилось? («А что я теперь могу сделать?»);

      стыд и недоверие к окружающим («Вы меня не понимаете... у Вас ведь нет ребенка-наркомана...»);

      страх быть отвергнутым родственниками, друзьями.

ПОМНИТЕ!

Полученный результат - отправная точка для построения нового образа жизни Вас как ответственного родителя, готового помочь Вашему любимому ребенку справиться с его проблемами.

1. Лучшая защита - это нападение.

Лучшее средство уберечь вашего ребенка от наркотиков - совместное участие в профилактической работе. Социально-психологические тренинги, ролевые игры, основанные на стратегиях сопротивления социальному давлению и пр., в два раза снижают уровень употребления наркотиков.

2. Не боритесь в одиночку. Объединяйтесь с теми, кто заинтересован в решении этой проблемы.

Наркобизнес - один из самых прибыльных видов бизнеса. Громадная всемирная сеть хорошо организованных людей получает бешеные деньги, распространяя эту страшную болезнь. Бороться с этим в одиночку - бессмысленно.

3. Диагностика с применением тестов - это лишь первый шаг, после которого в случае установления фактов употребления наркотика обязательно нужно обратиться к врачу-наркологу, психологу.

ПОМНИТЕ!

Без вашего активного участия ситуация Вашего ребенка к лучшему не изменится. Эта проблема очень трудна, но разрешима.

КАК РЕАГИРОВАТЬ, ЕСЛИ ВАШ СЫН, ДОЧЬ, УЧЕНИК

ПОДТВЕРДИЛ, ЧТО УПОТРЕБЛЯЕТ НАРКОТИКИ?

(для родителей и специалистов)

1.     Будьте спокойны, держите себя в руках, ведь для ребенка было очень сложно рассказать вам о том, что он принимает наркотики, и он, в свою очередь, ждет от вас поддержки и помощи, а вовсе не нервного срыва.

2.     Поблагодарите ребенка за доверие и честность и четко обозначьте свою позицию: я люблю и принимаю тебя, но я не принимаю употребление наркотиков.

3.     Постарайтесь узнать, как долго, что именно и в каких количествах ребенок употребляет, что он получает от употребления, но помните, это не допрос, а беседа, будьте тверды, но внимательны к чувствам ребенка.

4.     После беседы позвоните на телефон горячей линии, опишите ситуацию и выслушайте все рекомендации.

5.     Помогите ребенку пройти обследование и, при необходимости, лечение.

ПОМНИТЕ!

Определить, сформировалась зависимость или нет,

может только специалист здравоохранения.

Не делайте скоропостижных выводов и не

отчаивайтесь.

Вы все это знаете... Теперь главное - понять.
Прочитайте еще раз.

НАУЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ «НЕТ» НАРКОТИКАМ!

Сказать «нет» - это целая наука,
которую, кстати, не всегда до конца постигают даже взрослые

люди.

Отказывая, важно смотреть собеседнику в глаза.
Твой голос должен быть твердым и уверенным.
Ты имеешь право принимать решения, говорить «нет» и не чувствовать себя за это виноватым.

Некоторые примеры или сценарии отказа:

1.«Нет, я не употребляю наркотики». Это ответ, который
не требует объяснения, и может звучать вслед за
предложением любого вида наркотиков.

2.«Нет, спасибо. Мне надо идти на тренировку».

Рациональное обоснование отказа не вызовет удивления у
тех людей, которые предлагают попробовать наркотик. Это
так же не вызовет у них особых опасений - они убедятся,
что это не их жертва и очень быстро потеряют интерес.

       3.На вопрос «Тебе слабо?» можно ответить так: «Мне слабо
        сидеть на игле всю оставшуюся жизнь».

       4.«Спасибо, нет. Это не в моем стиле».

       5.«Отстань!»

       6.«Почему ты продолжаешь давить на меня, если я уже сказал (а) «НЕТ»?»

       7.«Наркотики меня не интересуют».

       8.Если собеседник начинает подтрунивать над отказом, нужно поддержать           «шутливую» форму разговора.

       9.Если давление будет все настойчивее, нужно помнить, что всегда можно просто уйти.

I   Анкетирование обучающихся 16-18 лет

1. При проведении психосоциального анкетирования рекомендуется использовать опросник и анкету (Приложение 2).Применение двух методик для данной возрастной категории позволяет учесть весь спектр психологических и социальных факторов риска, характерных для данной возрастной категории, и обеспечить большую достоверность полученных результатов.

Обработка результатов опросника:

В обратных утверждениях 1 балл соответствует 5; 2 балла соответствуют 4; 4 балла соответствуют 2 и 5 баллов соответствуют 1.

Прямые утверждения: 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 13, 16, 19, 20, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 32, 33, 34, 36, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 46, 47, 49, 50, 52, 53.

Обратные утверждения: 1, 2, 3, 10, 11, 14, 15, 17, 18, 23, 24, 30, 31, 35, 37, 45, 48, 51.

Результат свыше 130 баллов указывает на психологический риск формирования химической зависимости от ПАВ. Количество набранных баллов в зоне риска может варьироваться от 130 до 265 баллов. Дополнительная шкала позволит дифференцировать степень личностного риска формирования химической зависимости.

130-160 – признаки склонности;

161-200 – признаки повышенной склонности;

201-265 – признаки высокой вероятности.

Приложение 2

Диагностический инструментарий для обучающихся 16-18 лет

ОПРОСНИК

Внимательно прочитайте каждый вопрос и все предложенные варианты ответов к нему. Выберите один вариант ответа, который соответствует Вашему мнению, и обведите его кружком. Необходимо отметить один вариант ответа в каждой строке.

Утверждение

Никогда

Иногда

Затрудняюсь ответить

Часто

Всегда

Бывает, что Вы ссоритесь с родителями

1

2

3

4

5

Бывает, что Вам так и хочется выругаться

1

2

3

4

5

Бывает, что Вы откладываете на завтра то, что должны сделать сегодня

1

2

3

4

5

Вам бы хотелось быть очень красивым, чтобы люди везде обращали на Вас внимание

1

2

3

4

5

Вам не хочется, чтобы окружающие догадывались, какой Вы, что у Вас на душе

1

2

3

4

5

Вам присуще в повседневной жизни действовать под влиянием момента, не думая о возможных последствиях

1

2

3

4

5

Вам присуще поступать под влиянием эмоций

1

2

3

4

5

Вам тяжело бороться со своими привычками

1

2

3

4

5

Вас легко вовлечь в действия, которые, как Вам известно, являются плохими и неправильными

1

2

3

4

5

Вас считают человеком, на которого всегда можно положиться

1

2

3

4

5

Ваши манеры за столом в гостях более хороши, чем у себя дома

1

2

3

4

5

Вы бы расстроились, если бы пришлось переезжать в новое место и заводить там новых друзей

1

2

3

4

5

Вы замечали иногда, просыпаясь утром, что так сильно ворочались и метались во сне, что вся постель в беспорядке

1

2

3

4

5

Вы нарушаете установленные правила

1

2

3

4

5

Вы любите говорить людям о том, что нужно соблюдать правила

1

2

3

4

5

Вы любите ездить на большой скорости, даже если это связано с риском для жизни

1

2

3

4

5

Вы любите, когда вам подробно объясняют,что и как следует делать

1

2

3

4

5

Вы не всегда говорите правду

1

2

3

4

5

Вы не любите, когда у Вас с кем-то портятся отношения, особенно если разногласия грозят стать окончательными

1

2

3

4

5

Ваши родители обладают недостаточной терпеливостью в отношении Вас

1

2

3

4

5

Вы не очень надежны, на Вас не стоит полагаться

1

2

3

4

5

Вы обожаете узнавать заранее, что вам подарят или чем закончится непрочитанная книга

1

2

3

4

5

Вы обсуждаете свои дела с родителями

1

2

3

4

5

Вы точный и аккуратный человек

1

2

3

4

5

Вы отмечаете за собой некоторую поспешность в принятии решений

1

2

3

4

5

Вы отмечаете за собой склонность говорить не думая

1

2

3

4

5

Вы предпочитали бы быть артистом эстрады, нежели врачом

1

2

3

4

5

Вы привыкли много есть, даже если не очень хочется

1

2

3

4

5

Вы просто не уважаете себя

1

2

3

4

5

Вы склонны к тщательному предварительному обдумыванию того, что хотите сделать

1

2

3

4

5

Вы спрашиваете совета у родителей относительно своих дел и поступков

1

2

3

4

5

Вы стараетесь не думать о своих проблемах

1

2

3

4

5

Ваши родители жалуются кому-то на Вас

1

2

3

4

5

Вы считаете, что большинство людей способно солгать, если это в их интересах

1

2

3

4

5

Вы считаете, что делаете то, что должны делать в жизни

1

2

3

4

5

Вы считаете, что каждый человек от чего-то зависим

1

2

3

4

5

Вы умеете вовремя остановиться, если чувствуете, что начинаете проигрывать

1

2

3

4

5

Вы ругаете себя за поспешные решения

1

2

3

4

5

Вы чувствуете беспомощность. Вам нужно, чтобы кто-нибудь был рядом

1

2

3

4

5

Вы чувствуете вялость, апатию: все, что раньше волновало Вас, стало безразличным

1

2

3

4

5

Ваши родители хотели бы, чтобы Вы стали другим, изменились

1

2

3

4

5

Вы чувствуете себя порою настолько запутавшимся, что сами не понимаете, что делаете

1

2

3

4

5

Глупо пытаться показать свою силу воли и отказаться от различных радостей жизни

1

2

3

4

5

Если бы все стали делать нечто такое, что Вы считаете неправильным, то Вы присоединились бы к ним

1

2

3

4

5

Если Вам что-то сильно досаждает, то, по-вашему, лучше стараться не обращать внимания на это, пока не остынешь

1

2

3

4

5

Если Вы сделаете что-нибудь не так, Ваши родители постоянно и везде говорят об этом

1

2

3

4

5

Вы говорите глупости только для того, чтобы посмотреть, что на это скажут другие

1

2

3

4

5

Вы переходите улицу там, где Вам удобно, а не там, где положено

1

2

3

4

5

Когда вам нужно сделать что-то по дому, Вы просто не делаете этого

1

2

3

4

5

Когда Вы должны что-то осуществить, Вас охватывает страх перед провалом: вдруг не получится

1

2

3

4

5

Прежде, чем высказать что-то приятелям, Вы должны убедиться в собственной правоте

1

2

3

4

5

У Вас такое чувство, что Вы злитесь на весь мир

1

2

3

4

5

Характеристика «симпатичный, приятный человек» подходит Вам больше, чем «надежный вожак»

1

2

3

4

5

Социальные факторы риска формирования химической зависимости

2. Для выявления социального фактора риска формирования химической зависимости предлагается анкета, определяющая роль семейного, ближайшего окружения и образовательного факторов риска.

Анкета включает 30 вопросов закрытого типа.

Семейный фактор риска выявляет отсутствие согласованных семейных ценностей и целей, ясных социальных норм и правил; снижение функции социального контроля; стойкие конфликты между родителями; втягивание ребенка в супружеские конфликты; недостаточность и противоречивость требований, предъявляемых к подростку; неустойчивость и противоречивость стиля воспитания, отсутствие доверия и сотрудничества; низкий авторитет родителей в глазах подростка (№ вопросов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11).

Фактор ближайшего окружения определяет наличие в ближайшем окружении подростка лиц, употребляющих ПАВ или лиц с девиантным поведением; одобрение наркотизации в ближайшем окружении подростка; отчуждение или конфликтные отношения со сверстниками (№ вопросов: 17, 18, 19, 20, 21, 22).

Образовательный фактор выявляет хроническую академическую неуспеваемость; конфликтные отношения с педагогами и сверстниками; частую смену учреждений образования; частые прогулы, пропуски занятий (№ вопросов: 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30).

Психологический фактор риска выявляет отношение к употреблению ПАВ и личный опыт проб ПАВ (№ вопросов: 12, 13, 14, 15, 16).

АНКЕТА

Фамилия, имя (шифр/код)_________________________________________________________

Класс (группа)_________________________________________________________________

1. Когда я делаю что-нибудь хорошее, мои родители замечают это и хвалят меня

2. Если у меня возникают личные проблемы, я обращаюсь за помощью к родителям

3. Члены моей семьи ругаются и кричат друг на друга

4. Мне кажется, что родители меня не любят

5. Когда я нахожусь в кругу семьи, я чувствую себя в безопасности

6. Если я задерживаюсь, я звоню родителям

7. В моей семье существует запрет на употребление алкоголя

8. В моей семье существует запрет на употребление наркотиков

9. Если я выпью пива, вина или другого спиртного, мои родители:

а) скорее всего, заметят (0); б) скорее всего, не заметят (2).

10. В моей семье относятся к:

Отрицательно

Нейтрально

Положительно

курению сигарет

0

1

2

употреблению пива

0

1

2

употреблению других алкогольных напитков

0

2

3

употреблению наркотиков, в том числе спайсов

0

3

4

11. В моей семье:

употребляют алкоголь

употребляют наркотики

12. Мое отношение к:

Положительное

Нейтральное

Отрицательное

курению сигарет

2

1

0

употреблению пива

2

1

0

употреблению других алкогольных напитков

3

2

0

употреблению наркотиков, спайсов

5

3

0

13. Я считаю, что для организма:

Очень вредно

Скорее вредно, чем полезно

Скорее полезно, чем вредно

Полезно

курение сигарет 

0

1

2

3

употребление пива

0

1

2

3

употреблению других алкогольных напитков

0

2

3

4

употребление наркотиков, спайсов

0

3

4

5

14. Я сам (-а):

Никогда не употреблял (-а)

Раньше употреблял (-а), но бросил (-а)

Иногда употребляю

Ежедневно употребляю

сигареты

0

1

2

3

пиво

0

1

2

3

другие алкогольные напитки

0

2

3

4

наркотики, спайсы

0

3

4

5

Всегда

Часто

Иногда

Никогда

15. Я чувствую себя одиноким

3

2

1

0

16. Я злюсь на весь мир

3

2

1

0

17. В кругу своих друзей я чувствую себя в безопасности

0

1

2

3

18. Решая свои проблемы, я учитываю мнение друзей

0

1

2

3

19. В моем классе (группе):

Никто

1-2 человека

Около половины

Большин-

ство

употребляют пиво

употребляют другие алкогольные напитки

употребляют наркотики, спайсы

20. Среди моих друзей:

Никто

1-2 человека

Около половины

Большин-

ство

употребляют пиво

употребляют другие алкогольные напитки

употребляют наркотики, спайсы

21. Если бы кто-то из моих друзей захотел приобрести что-либо из перечисленного, легко ли ему было бы это сделать:

Очень легко

Довольно легко

Довольно сложно

Невозможно

другие алкогольные напитки

22. Я знаю взрослых людей, которые:

употребляли (употребляют) наркотики

продавали (продают) наркотики

23. По сравнению с одноклассниками (одногруппниками) я учусь:

а) лучше (0); б) как все (1); в) хуже (2).

24. Я пропускаю занятия без уважительной причины:

а) часто (3); б) редко (1); в) никогда (0).

25. Со своими проблемами я могу обратиться к педагогам, психологу

26. Педагоги поощряют мои старания

27. Педагоги информируют моих родителей о моих успехах или неудачах

28. Я принимаю активное участие в спортивной, клубной и другой деятельности:

а) да (0); б) нет (2).

29. За свою жизнь мне приходилось менять учреждение образования:

а) ни разу (0); б) 1 раз (1); в) 2 раза (2); г) 3 и более раз (3).

30. В последнее время учебная деятельность для меня:

а) очень интересна (0); б) довольно интересна (1); в) малоинтересна (2); г) совсем не интересна (3).

Обработка результатов анкетирования:

Высокий риск

Средний риск

Низкий риск

1

Семейный

34-46

18-33

6-17

2

Психологический

38-48

17-37

6-16

3

Ближайшего окружения

43-60

23-42

8-22

4

Образовательный

17-22

11-16

6-10

Общий риск

129-176

66-128

26-65

II  Анкетирование обучающихся 14-15 лет

В силу отсутствия разработанных психологических опросников для данной возрастной категории обучающихся предлагается анкета.

Анкета включает 35 вопросов закрытого типа (Приложение 3).

Семейный фактор риска выявляет отсутствие согласованных семейных ценностей и целей, ясных социальных норм и правил; снижение функции социального контроля; стойкие конфликты между родителями; втягивание ребенка в супружеские конфликты; недостаточность и противоречивость требований, предъявляемых к подростку; неустойчивость и противоречивость стиля воспитания, отсутствие доверия и сотрудничества; низкий авторитет родителей в глазах подростка (№ вопросов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11).

Фактор ближайшего окружения определяет наличие в ближайшем окружении подростка лиц, употребляющих ПАВ или лиц с девиантным поведением; одобрение наркотизации в ближайшем окружении подростка; отчуждение или конфликтные отношения со сверстниками (№ вопросов: 17, 18, 19, 20, 21, 22).

Образовательный фактор выявляет хроническую академическую неуспеваемость; конфликтные отношения с педагогами и сверстниками; частую смену учреждений образования; частые прогулы, пропуски занятий (№ вопросов: 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30).

Психологический фактор риска выявляет импульсивность, субъективное ощущение одиночества, беспомощности; наличие трудноразрешимых жизненных ситуаций, потребность в острых ощущениях, уровень эмоциональной зрелости, наличие непреложных авторитетов, отношение к употреблению ПАВ и личный опыт проб ПАВ (№ вопросов: 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22).

АНКЕТА

Фамилия, имя (шифр/код)_________________________________________________________

Класс (группа)________________

1. Когда я делаю что-нибудь хорошее, мои родители замечают это и хвалят меня

2. Если у меня возникают личные проблемы, я обращаюсь за помощью к родителям

3. Члены моей семьи ругаются и кричат друг на друга

4. Мне кажется, что родители меня не любят

5. Когда я нахожусь в кругу семьи, я чувствую себя в безопасности

6. Мне непонятно, кого слушать: папа говорит одно, а мама – другое

7. Если я задерживаюсь, я звоню родителям

8. В моей семье существует запрет на употребление алкоголя

9. В моей семье существует запрет на употребление наркотиков

10. Если я выпью пива, вина или крепкого алкоголя, мои родители:

а) скорее всего, заметят (0); б) скорее всего, не заметят (2).

11. В моей семье:

употребляют алкоголь

употребляют наркотики

12. Я считаю, что для организма:

Очень вредно

Скорее вредно, чем полезно

Скорее полезно, чем вредно

Полезно

курение сигарет 

0

1

2

3

употребление пива

0

1

2

3

употребление других алкогольных напитков

0

2

3

4

употребление наркотиков, спайсов

0

3

4

5

13. Я сам (-а):

Никогда не употреблял (-а)

Раньше употреблял (-а), но бросил (-а)

Иногда употребляю

Ежедневно употребляю

сигареты

0

1

2

3

пиво

0

1

2

3

другие алкогольные напитки

0

2

3

4

наркотики, спайсы

0

3

4

5

Всегда

Часто

Иногда

Никогда

14. Я думаю прежде, чем сделать что-либо

0

1

2

3

15. У меня бывают перепады настроения

3

2

1

0

16. В моей жизни складываются безвыходные ситуации

3

2

1

0

17. Я чувствую себя одиноким

3

2

1

0

18. Я чувствую вялость, безразличие

3

2

1

0

19. Я соглашаюсь, когда мне предлагают сделать что-то неправильное

3

2

1

0

20. Я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня

3

2

1

0

21. Мне нужны острые ощущения

3

2

1

0

22. Я чувствую себя беспомощным

3

2

1

0

23. В кругу своих друзей я чувствую себя в безопасности

3

2

1

0

24. Решая свои проблемы, я учитываю мнение друзей

3

2

1

0

25. В моем классе (группе):

Никто

1-2 человека

Около половины

Большин-

ство

употребляют пиво

употребляют другие алкогольные напитки

употребляют наркотики, спайсы

26. Среди моих друзей:

Никто

1-2 человека

Около половины

Большин-

ство

употребляют пиво

употребляют другие алкогольные напитки

употребляют наркотики, спайсы

27. Если бы кто-то из моих друзей захотел приобрести что-либо из перечисленного, легко ли ему было бы это сделать:

Очень легко

Довольно легко

Довольно сложно

Невозможно

другие алкогольные напитки

28. Я знаю взрослых людей, которые употребляли (употребляют) наркотики:

а) да (2); б) нет (0).

29. Я считаю, что по сравнению с одноклассниками (одногруппниками) я учусь:

а) лучше (0); б) как все (1); в) хуже (2).

30. Я пропускаю занятия без уважительной причины:

а) часто (3); б) редко (1); в) никогда (0).

31. Я посещаю спортивную секцию, клуб по интересам, кружок, музыкальную (художественную) школу и др.:

а) да (0); б) нет (2).

32. Педагоги поощряют мои старания

33. Педагоги информируют моих родителей о моих успехах или неудачах

34. В последнее время учебная деятельность для меня:

а) очень интересна (0); б) довольно интересна (1); в) малоинтересна (2); г) совсем не интересна (3).

35. За свою жизнь мне приходилось менять учреждение образования:

а) ни разу (0); б) 1 раз (1); в) 2 раза (2); г) 3 и более раз (3).

Обработка результатов анкетирования:

Высокий риск

Средний риск

Низкий риск

1

Семейный

27-37

16-26

6-15

2

Психологический

38-57

21-37

9-20

3

Ближайшего окружения

42-58

21-41

8-20

4

Образовательный

15-19

10-14

6-9

Общий риск

118-161

65-117

29-64

III  Анкетирование обучающихся 11-13 лет

Анкета включает 30 вопросов закрытого типа (Приложение 4).

Семейный фактор риска выявляет отсутствие согласованных семейных ценностей и целей, ясных социальных норм и правил; снижение функции социального контроля; стойкие конфликты между родителями; втягивание ребенка в супружеские конфликты; недостаточность и противоречивость требований, предъявляемых к подростку; неустойчивость и противоречивость стиля воспитания, отсутствие доверия и сотрудничества; низкий авторитет родителей в глазах подростка (№ вопросов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 17, 18, 19).

Фактор ближайшего окружения определяет наличие в ближайшем окружении подростка лиц, употребляющих ПАВ или лиц с девиантным поведением; одобрение наркотизации в ближайшем окружении подростка; отчуждение или конфликтные отношения со сверстниками (№ вопросов: 9, 17, 22).

Образовательный фактор выявляет хроническую академическую неуспеваемость; конфликтные отношения с педагогами и сверстниками; частую смену учреждений образования; частые прогулы, пропуски занятий                              (№ вопросов: 17, 25, 26, 27, 28, 29, 30).

Психологический фактор риска выявляет наличие свободного времени и способ его проведения, импульсивность, субъективное ощущение одиночества, беспомощности; наличие трудноразрешимых жизненных ситуаций, потребность в острых ощущениях, уровень эмоциональной зрелости, наличие непреложных авторитетов, отношение к употреблению ПАВ и личный опыт проб ПАВ (№ вопросов: 7, 8,10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 20, 21, 23, 24).

АНКЕТА

Фамилия, имя (шифр/код)_________________________________________________________

1. Когда я делаю что-нибудь хорошее, мои родители замечают это и хвалят меня

2. Члены моей семьи ругаются и кричат друг на друга

3. Когда я нахожусь в кругу семьи, я чувствую себя в безопасности

4. Родители меня не понимают

5. Мне непонятно, кого слушать: папа говорит одно, а мама – другое

6. Мои родители знают, где и с кем я гуляю

7. У меня много свободного времени

8. В свободное время я:

Всегда

Часто

Редко

Никогда

Посещаю секции, кружки, студии

Читаю книги

Играю в компьютерные игры

Провожу время в интернете

Смотрю телевизор

Провожу время с друзьями на улице

Ничем не занимаюсь

9. Для меня примером для подражания являются:

10. Я скучаю, мне ничего не интересно и нечем заняться

11. Я чувствую себя беспомощным

12. Я чувствую вялость, безразличие

13. Я соглашаюсь, когда мне предлагают сделать что-то неправильное

14. Я злюсь на весь мир

15. Я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня

16. Я думаю прежде, чем сделать что-либо

17. Когда у меня случается неприятность, я обращаюсь за помощью к:

Никогда

Редко

Часто

Всегда

18. В моей семье относятся к:

курению сигарет

употреблению пива

употреблению других алкогольных напитков

употреблению наркотиков, в том числе спайсов

19. В моей семье:

употребляют алкоголь

употребляют наркотики

20. С какого возраста, по Вашему мнению, человеку можно:

курить (никогда (0), после 18 лет (1), младше 18 лет (2)

употреблять алкоголь (никогда (0), после 21 года (1), младше 21 года (2)

употреблять наркотики (никогда (0), любой положительный ответ (3)

21. Я считаю, что для организма:

Очень вредно

Скорее вредно, чем полезно

Скорее полезно, чем вредно

Полезно

курение сигарет 

0

1

2

3

употребление пива

0

1

2

3

употребление других алкогольных напитков

0

2

3

4

употребление наркотиков, спайсов

0

3

4

5

22. У меня есть друзья, одноклассники, которые:

Да

Нет

употребляют алкоголь

употребляют наркотики

23. К ребятам, которые курят, выпивают, я отношусь:

а) безразлично (1); б) одобряю (2); в) осуждаю (0).

24. Я пробовал (-а):

Да

Нет

25. По сравнению с одноклассниками я учусь:

а) лучше (0); б) как все (1); в) хуже (2).

26. Я пропускаю занятия без уважительной причины:

а) часто (2); б) редко (1); в) никогда (0).

27. Педагоги поощряют мои старания

28. Педагоги информируют моих родителей о моих успехах или неудачах

29. В последнее время учебные предметы для меня:

а) очень интересны (0); б) интересны (1); в) малоинтересны (2); г) совсем не интересны (3).

30. За свою жизнь мне приходилось менять учреждение образования:

а) ни разу (0); б) 1 раз (1); в) 2 раза (2); г) 3 и более раз (3).

Обработка результатов анкетирования:

Высокий риск

Средний риск

Низкий риск

1

Семейный

32-47

17-31

8-16

2

Психологический

52-80

21-51

6-20

3

Ближайшего окружения

12-17

8-11

5-7

4

Образовательный

14-18

9-13

6-8

Общий риск

107-162

42-106

25-41

Приложение 2

Диагностический инструментарий для обучающихся 16-18 лет

ОПРОСНИК

Внимательно прочитайте каждый вопрос и все предложенные варианты ответов к нему. Выберите один вариант ответа, который соответствует Вашему мнению, и обведите его кружком. Необходимо отметить один вариант ответа в каждой строке.

Утверждение

Никогда

Иногда

Затрудняюсь ответить

Часто

Всегда

Бывает, что Вы ссоритесь с родителями

1

2

3

4

5

Бывает, что Вам так и хочется выругаться

1

2

3

4

5

Бывает, что Вы откладываете на завтра то, что должны сделать сегодня

1

2

3

4

5

Вам бы хотелось быть очень красивым, чтобы люди везде обращали на Вас внимание

1

2

3

4

5

Вам не хочется, чтобы окружающие догадывались, какой Вы, что у Вас на душе

1

2

3

4

5

Вам присуще в повседневной жизни действовать под влиянием момента, не думая о возможных последствиях

1

2

3

4

5

Вам присуще поступать под влиянием эмоций

1

2

3

4

5

Вам тяжело бороться со своими привычками

1

2

3

4

5

Вас легко вовлечь в действия, которые, как Вам известно, являются плохими и неправильными

1

2

3

4

5

Вас считают человеком, на которого всегда можно положиться

1

2

3

4

5

Ваши манеры за столом в гостях более хороши, чем у себя дома

1

2

3

4

5

Вы бы расстроились, если бы пришлось переезжать в новое место и заводить там новых друзей

1

2

3

4

5

Вы замечали иногда, просыпаясь утром, что так сильно ворочались и метались во сне, что вся постель в беспорядке

1

2

3

4

5

Вы нарушаете установленные правила

1

2

3

4

5

Вы любите говорить людям о том, что нужно соблюдать правила

1

2

3

4

5

Вы любите ездить на большой скорости, даже если это связано с риском для жизни

1

2

3

4

5

Вы любите, когда вам подробно объясняют,что и как следует делать

1

2

3

4

5

Вы не всегда говорите правду

1

2

3

4

5

Вы не любите, когда у Вас с кем-то портятся отношения, особенно если разногласия грозят стать окончательными

1

2

3

4

5

Ваши родители обладают недостаточной терпеливостью в отношении Вас

1

2

3

4

5

Вы не очень надежны, на Вас не стоит полагаться

1

2

3

4

5

Вы обожаете узнавать заранее, что вам подарят или чем закончится непрочитанная книга

1

2

3

4

5

Вы обсуждаете свои дела с родителями

1

2

3

4

5

Вы точный и аккуратный человек

1

2

3

4

5

Вы отмечаете за собой некоторую поспешность в принятии решений

1

2

3

4

5

Вы отмечаете за собой склонность говорить не думая

1

2

3

4

5

Вы предпочитали бы быть артистом эстрады, нежели врачом

1

2

3

4

5

Вы привыкли много есть, даже если не очень хочется

1

2

3

4

5

Вы просто не уважаете себя

1

2

3

4

5

Вы склонны к тщательному предварительному обдумыванию того, что хотите сделать

1

2

3

4

5

Вы спрашиваете совета у родителей относительно своих дел и поступков

1

2

3

4

5

Вы стараетесь не думать о своих проблемах

1

2

3

4

5

Ваши родители жалуются кому-то на Вас

1

2

3

4

5

Вы считаете, что большинство людей способно солгать, если это в их интересах

1

2

3

4

5

Вы считаете, что делаете то, что должны делать в жизни

1

2

3

4

5

Вы считаете, что каждый человек от чего-то зависим

1

2

3

4

5

Вы умеете вовремя остановиться, если чувствуете, что начинаете проигрывать

1

2

3

4

5

Вы ругаете себя за поспешные решения

1

2

3

4

5

Вы чувствуете беспомощность. Вам нужно, чтобы кто-нибудь был рядом

1

2

3

4

5

Вы чувствуете вялость, апатию: все, что раньше волновало Вас, стало безразличным

1

2

3

4

5

Ваши родители хотели бы, чтобы Вы стали другим, изменились

1

2

3

4

5

Вы чувствуете себя порою настолько запутавшимся, что сами не понимаете, что делаете

1

2

3

4

5

Глупо пытаться показать свою силу воли и отказаться от различных радостей жизни

1

2

3

4

5

Если бы все стали делать нечто такое, что Вы считаете неправильным, то Вы присоединились бы к ним

1

2

3

4

5

Если Вам что-то сильно досаждает, то, по-вашему, лучше стараться не обращать внимания на это, пока не остынешь

1

2

3

4

5

Если Вы сделаете что-нибудь не так, Ваши родители постоянно и везде говорят об этом

1

2

3

4

5

Вы говорите глупости только для того, чтобы посмотреть, что на это скажут другие

1

2

3

4

5

Вы переходите улицу там, где Вам удобно, а не там, где положено

1

2

3

4

5

Когда вам нужно сделать что-то по дому, Вы просто не делаете этого

1

2

3

4

5

Когда Вы должны что-то осуществить, Вас охватывает страх перед провалом: вдруг не получится

1

2

3

4

5

Прежде, чем высказать что-то приятелям, Вы должны убедиться в собственной правоте

1

2

3

4

5

У Вас такое чувство, что Вы злитесь на весь мир

1

2

3

4

5

Характеристика «симпатичный, приятный человек» подходит Вам больше, чем «надежный вожак»

1

2

3

4

5

АНКЕТА

Фамилия, имя_________________________________________________________________

Класс (группа)_________________________________________________________________

1. Когда я делаю что-нибудь хорошее, мои родители замечают это и хвалят меня

2. Если у меня возникают личные проблемы, я обращаюсь за помощью к родителям

3. Члены моей семьи ругаются и кричат друг на друга

4. Мне кажется, что родители меня не любят

5. Когда я нахожусь в кругу семьи, я чувствую себя в безопасности

6. Если я задерживаюсь, я звоню родителям

7. В моей семье существует запрет на употребление алкоголя

8. В моей семье существует запрет на употребление наркотиков

9. Если я выпью пива либо другого спиртного, мои родители:

а) скорее всего, заметят; б) скорее всего, не заметят.

10. В моей семье относятся к:

Отрицательно

Нейтрально

Положительно

курению сигарет

употреблению пива

употреблению других алкогольных напитков

употреблению наркотиков, в том числе спайсов

11. В моей семье:

употребляют алкоголь

употребляют наркотики

12. Мое отношение к:

Положительное

Нейтральное

Отрицательное

курению сигарет

употреблению пива

употреблению других алкогольных напитков

употреблению наркотиков, спайсов

13. Я считаю, что для организма:

Очень вредно

Скорее вредно, чем полезно

Скорее полезно, чем вредно

курение сигарет 

употребление пива

употребление других алкогольных напитков

употребление наркотиков, спайсов

14. Я сам (-а):

Никогда не употреблял (-а)

Раньше употреблял (-а), но бросил (-а)

Иногда употребляю

Ежедневно употребляю

сигареты

пиво

другие алкогольные напитки

наркотики, спайсы

Всегда

Часто

Иногда

Никогда

15. Я чувствую себя одиноким

16. Я злюсь на весь мир

17. В кругу своих друзей я чувствую себя в безопасности

18. Решая свои проблемы, я учитываю мнение друзей

19. В моем классе (группе):

Никто

1-2 человека

Около половины

Большинство

употребляют пиво

употребляют другие алкогольные напитки

употребляют наркотики, спайсы

20. Среди моих друзей:

Никто

1-2 человека

Около половины

Большинство

употребляют пиво

употребляют другие алкогольные напитки

употребляют наркотики, спайсы

21. Если бы кто-то из моих друзей захотел приобрести что-либо из перечисленного, легко ли ему было бы это сделать:

Очень легко

Довольно легко

Довольно сложно

Невозможно

другие алкогольные напитки

22. Я знаю взрослых людей, которые:

употребляли (употребляют) наркотики

продавали (продают) наркотики

23. По сравнению с одноклассниками (одногруппниками) я учусь:

а) лучше; б) как все; в) хуже.

  • Я пропускаю занятия без уважительной причины:

а) часто; б) редко; в) никогда.

25. Со своими проблемами я могу обратиться к педагогам, психологу

26. Педагоги поощряют мои старания

27. Педагоги информируют моих родителей о моих успехах или неудачах

28. Я принимаю активное участие в спортивной, клубной и другой деятельности:

а) да; б) нет.

а) ни разу; б) 1 раз; в) 2 раза; г) 3 и более раз.

30. В последнее время учебная деятельность для меня:

а) очень интересна; б) довольно интересна; в) малоинтересна; г) совсем не интересна.

 

Приложение 3

Диагностический инструментарий для обучающихся 14-15 лет

АНКЕТА

Фамилия, имя____________________________________________________________________

Класс (группа)________________

1. Когда я делаю что-нибудь хорошее, мои родители замечают это и хвалят меня

2. Если у меня возникают личные проблемы, я обращаюсь за помощью к родителям

3. Члены моей семьи ругаются и кричат друг на друга

4. Когда я нахожусь в кругу семьи, я чувствую себя в безопасности

  • Мне непонятно, кого слушать: папа говорит одно, а мама – другое

6. Мне кажется, что родители меня не любят

7. Если я задерживаюсь, я звоню родителям

8. В моей семье существует запрет на употребление алкоголя

9. В моей семье существует запрет на употребление наркотиков

10. Если я выпью пива либо другого спиртного, мои родители:

а) скорее всего, заметят; б) скорее всего, не заметят.

11. В моей семье:

употребляют алкоголь

употребляют наркотики

12. Я считаю, что для организма:

Очень вредно

Скорее вредно, чем полезно

Скорее полезно, чем вредно

Полезно

курение сигарет 

употребление пива

употребление других

алкогольных напитков

употребление наркотиков, спайсов

13. Я сам (-а):

Никогда не употреблял (-а)

Раньше употреблял (-а), но бросил (-а)

Иногда употребляю

Ежедневно употребляю

сигареты

пиво

другие

алкогольные напитки

наркотики, спайсы

Всегда

Часто

Иногда

Никогда

14. Я думаю прежде, чем сделать что-либо

15. У меня бывают перепады настроения

16. В моей жизни складываются безвыходные ситуации

17. Я чувствую себя одиноким

18. Я чувствую вялость, безразличие

19. Я соглашаюсь, когда мне предлагают сделать что-то неправильное

20. Я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня

21. Мне нужны острые ощущения

22. Я чувствую себя беспомощным

23. В кругу своих друзей я чувствую себя в безопасности

24. Решая свои проблемы, я учитываю мнение друзей

25. В моем классе (группе):

Никто

1-2 человека

Около половины

Большинство

употребляют пиво

употребляют другие алкогольные напитки

употребляют наркотики, спайсы

26. Среди моих друзей:

Никто

1-2 человека

Около половины

Большинство

употребляют пиво

употребляют другие алкогольные напитки

употребляют наркотики, спайсы

27. Если бы кто-то из моих друзей захотел приобрести что-либо из перечисленного, легко ли ему было бы это сделать:

Очень легко

Довольно легко

Довольно сложно

Невозможно

другие

алкогольные напитки

28. Я знаю взрослых людей, которые употребляли (употребляют) наркотики:

а) да; б) нет.

29. Я считаю, что по сравнению с большинством одноклассников (одногруппников) учусь:

а) лучше; б) как все; в) хуже.

  • Я пропускаю занятия без уважительной причины:

а) часто; б) редко; в) никогда.

  • Я посещаю спортивную секцию, клуб по интересам, кружок, музыкальную (художественную) школу и др.:

а) да; б) нет.

32. Педагоги поощряют мои старания

33. Педагоги информируют моих родителей о моих успехах или неудачах

34. В последнее время учебная деятельность для меня:

а) очень интересна; б) довольно интересна; в) малоинтересна; г) совсем не интересна.

а) ни разу; б) 1 раз; в) 2 раза; г) 3 и более раз.

 

Приложение 4

Диагностический инструментарий для обучающихся 11-13 лет

АНКЕТА

Фамилия, имя (шифр/код)_________________________________________________________

  • _____________________

1. Когда я делаю что-нибудь хорошее, мои родители замечают это и хвалят меня

2. Члены моей семьи ругаются и кричат друг на друга

3. Когда я нахожусь в кругу семьи, я чувствую себя в безопасности

4. Родители меня не понимают

5. Мне непонятно, кого слушать: папа говорит одно, а мама – другое

6. Мои родители знают, где и с кем я гуляю

7. У меня много свободного времени

8. В свободное время я:

Всегда

Часто

Редко

Никогда

Посещаю секции, кружки, студии

Читаю книги

Играю в компьютерные игры

Провожу время в интернете

Смотрю телевизор

Провожу время с друзьями на улице

Ничем не занимаюсь

9. Для меня примером для подражания являются:

10. Я скучаю, мне ничего не интересно и нечем заняться

11. Я чувствую себя беспомощным

12. Я чувствую вялость, безразличие

13. Я соглашаюсь, когда мне предлагают сделать что-то неправильное

14. Я злюсь на весь мир

15. Я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня

16. Я думаю прежде, чем сделать что-либо

17. Когда у меня случается неприятность, я обращаюсь за помощью к:

Никогда

Редко

Часто

Всегда

18. В моей семье относятся к:

курению сигарет

употреблению пива

употреблению других

алкогольных напитков

употреблению наркотиков,

в том числе спайсов

19. В моей семье:

употребляют алкоголь

употребляют наркотики

20. С какого возраста, по Вашему мнению, человеку можно:

курить __________________________________

употреблять алкоголь _______________________________

употреблять наркотики ________________________________

21. Я считаю, что для организма:

Очень вредно

Скорее вредно, чем полезно

Скорее полезно, чем вредно

курение сигарет 

употребление пива

употребление других

алкогольных напитков

употребление наркотиков, спайсов

22. У меня есть друзья, одноклассники, которые:

Да

Нет

употребляют алкоголь

употребляют наркотики

23. К ребятам, которые курят, выпивают, я отношусь:

а) безразлично; б) одобряю; в) осуждаю.

24. Я пробовал (-а):

Да

Нет

25. По сравнению с одноклассниками я учусь:

а) лучше; б) как все; в) хуже.

26. Я пропускаю занятия без уважительной причины:

а) часто; б) редко; в) никогда.

27. Педагоги поощряют мои старания

28. Педагоги информируют моих родителей о моих успехах или неудачах

29. В последнее время учебные предметы для меня:

а) очень интересны; б) интересны; в) малоинтересны; г) совсем не интересны.

30. За свою жизнь мне приходилось менять учреждение образования:

а) ни разу; б) 1 раз; в) 2 раза; г) 3 и более раз.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.